В России снова заговорили о топливном кризисе. Это для нас привычное явление: со времен перестройки топливных кризисов было немало, и все они крайне болезненно переживались гражданами. Людей нервирует даже не высокая цена на топливо, а дефицит на заправках. Людям приходилось выстаивать длинные очереди. Это приводило к сбоям в работе транспорта, кто-то не успевал на работу, в больницу и т. д.
О дефиците топлива снова заговорили в 2020-м году. Сначала в это верилось с трудом: ведь во время разгара пандемии люди и так ездили мало. Потом цены на топливо начали расти. В марте цена на АИ-92 достигла исторического максимума: 55 750 рублей за тонну. Предыдущий рекорд был во время прошлого топливного кризиса, в 2018 году, — 55 430 рублей.
Рост цен на бензин напрямую связывают с повышением мировых цен. Все просто: нефтяники отправляют топливо на экспорт, на внутренний рынок его поставлять оказывается невыгодно, возникает дефицит.
А отсюда — очереди, рост цен и даже снижение качества бензина. Государство знает об этом и предлагает эффективный механизм стабилизации цен. Нефтяники при поставке бензина внутренний рынок будут получать налоговые льготы, которые компенсируют их потери. Однако пока что бензин все равно продолжает расти в цене.
Россияне отмечают, что бензин у нас дорожает всегда — и при падающей, и при растущей нефти. Есть и второй фактор подорожания топлива: в 2020 году вступил в силу запрет на ввоз в страну дешевого горючего.