Для спасения жизни новорожденных детей, у которых есть серьезные проблемы с сердцем, кардиохирурги ДРКБ используют специальные имплантаты из трупного материала. Операций, подобных этим, в России больше нигде не проводят, поэтому, если результаты внедрения этой практики, когда мертвые помогают живым, будут успешными, Казань, поистине, станет новатором в детской кардиохирургии.
По статистике, на 1000 новорожденных есть 6 — 8 детей, у которых пороки сердца. Около трети из них – это дети с тяжелыми пороками, которым требуется операция уже на первом месяце жизни. Шансы ребенка на жизнь, если оставить его без операции, всего 20-30%. Потому и проблема «запчастей» для операций в сердечной хирургии чрезвычайно острая, ведь патологическую часть органа нельзя просто удалить – ее нужно заменить на правильный материал, который станет единым целым с пораженным сердцем и включится в работу организма.
Леонид Миролюбов, заведующий в ДРКБ кафедрой детской хирургии, говорит, что процесс пересадки — это сложное хирургическое вмешательство, и проблема материала для пересадки всегда встает перед врачом. Часто используют ксенопланты, выполненные из органов животных. Несмотря на то, что материал неплох и всегда в наличии, он обладает и существенным минусом – недолговечностью: уже после 6-7 лет пересаженный орган изнашивается. Это значит ребенку снова потребуется операция. Есть еще и «запчасти» для сердца из металла, синтетических материалов и углерода, но прооперированному пожизненно придется принимать препараты, поддерживающие низкую свертываемость крови. Иначе велик риск тромбоза и серьезных осложнений.
Применение аллоплантов из донорского трупного материала — совершенно новое начинание в кардиохирургии. Над технологией изготовления таких имплантов работал в Уфе профессор Эрнст Мулдашев. Он еще в 70-х годах 20 в. начал пересадки глазных роговиц от умерших людей. Аллопланты приживались лучше обычного, практически не деформировались с течением времени, то есть одной операции за всю жизнь пациента было достаточно. Но официальная медицина к положительным результатам Мулдашева тогда отнеслась скептически.
Профессор Миролюбов в 2007 г. предложил уфимцам использовать подобную технологию для создания кардиозапчастей. Мулдашев согласился, и уже через 4 месяца предоставил Миролюбову готовый образец. Аллоплант для сердца впервые применили в 2008 годы: ребенку был пересажен сердечный клапан, сделанный уфимцами. Сейчас аллопланты стоят уже у 40 детей, которые чувствуют себя хорошо. Медики говорят, что как раз 6-7 лет – срок, в который можно оценивать результативность методики. Если теория казанских врачей подтвердится, опробованная ими технология будет прорывом в мировой детской кардиохирургии.
В РФ всего 4 лаборатории для выращивания аллоплантов из трупного биоматериала: это учреждения в Уфе, Кемерово, Москве и Петербурге. Есть вероятность, что такую лабораторию откроют и в Казани. Миролюбов отметил, что уже даже обсуждал эту идею с представителями Казанского фед.университета, ведь там теперь есть институт фундаментальной медицины.
Фото: tatpressa.ru