Что делать, если наниматель совершает правонарушения в вашей квартире?В этой статье мы поговорим о такой неприятной стороне сдачи в наем жилья, как нарушение нанимателем правил общежития и совершения им административных правонарушений и преступлений в Вашей квартире.
На фоне общей криминализации общества собственники квартир все чаще сталкиваются со случаями нарушения со стороны нанимателя административного и уголовного законодательства. При этом наниматель совершает правонарушения непосредственно в арендуемом жилище, либо использует его в своих корыстных противоправных целях.
Самые распространенные правонарушения
Самым распространенным правонарушением является нарушение тишины в ночное время (с 23 до 07 часов). Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена статьей 3.13. Следующим по распространенности правонарушением является мелкое хулиганство – ст. 20.1 КоАП РФ. В отличие от предыдущего правонарушения, это правонарушение совершается в общественном месте (подъезд в котором расположена квартира) и сопровождается нецензурной бранью или повреждением имущества.
Также можно перечислить такие правонарушения как выброс мусора в неположенном месте, повреждение или хищение имущества, находящегося в подъезде.
Самый мрачный вариант – квартира превращается в притон, где потребляют наркотические вещества и там же их и продают. Тогда подобная квартира и ее жильцы становятся настоящей проблемой и источником малоприятных забот, как для собственника, так и для людей, проживающих по соседству.
Что же делать?
Чтобы уберечь себя от подобных сценариев развития, мы узнали ответы на pravoved.ru/questions/civil-law/, необходимо соблюдать несколько простых правил:
1. Сдавать жилье людям, вызывающим доверие:
• семейным парам с детьми;
• гражданам, имеющим постоянный заработок;
• взрослым людям, которые, как правило, менее склонны к совершению правонарушений в отличие от молодежи.
2. Знать соседей и номера их телефонов, оставить им номер своего телефона, и заручится их согласием сообщать в первую очередь вам (а не в милицию) обо всех нарушения со стороны новых квартирантов;
3. Если у вас имеется возможность – самому раз в месяц проверять квартиру, предварительно согласовав время с нанимателем.
4. На все поступающие от соседей из знакомых сообщения о ненадлежащем поведении нанимателя реагировать незамедлительно.
5. Если начали поступать жалобы на шум (музыка, крики, драки), посторонний запах из квартиры, бытовой мусор, оставляемый в подъезде или выбрасываемый из окон, компании посторонних людей, собирающиеся в квартире или около нее, следует провести на месте разъяснительную беседу с нанимателем и убедится, что квартира и находящееся в ней имущество в сохранности. В ходе разговора полезно намекнуть на недопустимость подобного поведения и что если наниматель и впредь намерен вести себя подобным образом, то лучше ему подыскать другое жилье.
Обращение в милицию
Полезно для дела знать и иметь под рукой контактные телефоны участкового уполномоченного милиции. Все служебные телефоны участковых и телефоны пунктов охраны правопорядка доступны на сайтах отделов милиции, либо по телефону 02, где любезно сообщат всю интересующую вас информацию. Если дело дошло до явного конфликта с нанимателем (при нежелании последнего добровольно уезжать из квартиры), необходимо обращаться непосредственно к участковому, потому что именно он (а не прокурор района, начальник отдела внутренних дел или депутат) будет непосредственно заниматься вашей проблемой.
При общении с милиционером не стоит ему указывать, что он что-то должен, потому что так написано в законе, ведомственных приказах и Конституции РФ. Это он знает и без вас, благо командиры постоянно проводят с ним занятия с последующим принятием зачетов.
Разговор следует вести в таком направлении и манере, чтобы убедить представителя власти, что человек, которому сдается жилье, ведет себя нехорошо по отношению к вам (поскольку злоупотребил вашим доверием), гражданам, проживающим по соседству, и еще проявляет неуважение к самому милиционеру, так как позволяет себе вести себя неподобающе на его участке.
В заключение разговора можно вскользь упомянуть о том, что если сейчас не выселить этого хулигана, то он «принесет» множество хлопот, жалоб со стороны жильцов соседних квартир, а быть может даже и преступление. Все это надо рассказать спокойным и размеренным тоном, не сгущая краски, производя впечатление рассудительного и адекватного человека.
При необходимости можно подать заявление в орган внутренних дел, с указанием конкретных обстоятельств и описанием деяний, совершаемых нерадивым жильцом. Данное заявление должно быть зарегистрировано и выдан талон-уведомление о принятии заявления. После этого нужно договориться на удобное для вас и сотрудника правопорядка время и вместе пройти в квартиру и побеседовать с нанимателем. Как правило, на этом этапе все разногласия разрешаются, и наниматель съезжает из квартиры.
Договор как гарантия спокойствия
В заключении хочется отметить, что указанные советы касаются разрешения конфликтов на «бытовом» уровне. Важно помнить, что любой конфликт носит двусторонний характер, и недобросовестный наниматель будет пытаться разными способами навредить вам.
Именно поэтому необходимо грамотно оформлять правоотношения с нанимателем, заключая договор найма, с перечнем прав и обязанностей сторон. Этот договор обезопасит владельца жилья от встречных претензий, как со стороны нанимателя, так и со стороны представителей правоохранительных органов и налоговой инспекции.